Британские ученые доказали, что обезьяны могут написать “Войну и мир”

0 Просмотр Нет комментариев

© Фото : University of ExeterКолесо и один из студентовБританские ученые доказали, что обезьяны могут написать "Войну и мир"

Антропологи из Британии провели любопытный эксперимент, доказавший, что наши предки могли абсолютно случайно изобрести все “сложные” орудия труда, такие как лук и стрелы или колесо, действуя только методом проб и ошибок. Их выводы были представлены в журнале Nature Human Behaviour.

"Считалось, что сложные технологии появились благодаря тому, что у человека есть большой мозг. Мы показали, что не обязательно понимать то, как работает какой-то инструмент, чтобы улучшить его. Иными словами, далеко не все древние артефакты могут быть реальным свидетельством того, что их создатели разбирались в их устройстве", — заявил Максим Дерекс (Maxime Derex) из университета Эксетера (Великобритания).

Как предполагают ученые, человек изобрел первые простейшие орудия труда, которые антропологи относят к так называемой олдувайской культуре, примерно 2,5 миллиона лет назад. Многие ученые сегодня считают, что первые зачатки культуры и языка появились примерно в это же время, так как передача секретов производства орудий труда, по их мнению, была невозможной без членораздельной речи ли другой сложной системы передачи информации.

С другой стороны, на протяжении последующих 700 тысяч лет форма и устройство рубил и прочих первобытных “инструментов” практически не менялись, что их противники приводят в качестве аргумента того, что культуры и речи в то время не существовало. Все эти вопросы постоянно заставляют ученых спорить о том, что служило “двигателем” технологической эволюции человечества и какую роль в ней играл наш интеллект.

Многие антропологи, как отмечает Дерекс, придерживаются классической концепции об исключительном характере человеческих умственных способностей, предполагая, что наше уникальное умение абстрактно мыслить и понимать, что делает тот или иной предмет, было главным движущим фактором в развитии технологии и культуры.

Другие ученые считают, что этот процесс протекал фактически случайным образом, без какого либо четкого направления развития. Яркий пример подобного развития – знаменитая “теорема о бесконечных обезьянах”, пишущих “Войну и мир”, или история профессора из Академии наук государства Лагадо в “Гулливере” Джонатана Свифта, создавшего машину для случайного поиска научных открытий и написания философских трактатов

Дерекс и его коллеги проверили эту теорию на практике, воссоздав процесс технологической эволюции в своей лаборатории. Для этого они набрали несколько десятков добровольцев из числа студентов французских вузов, не обладавших серьезными познаниями в области механики и техники, и попросили их “оптимизировать” работу простой промышленной установки.

Она представляла собой набор из колеса, двух рельсов, по которым оно катилось вниз, и четырех спиц с подвешенными к ним грузами. Эти спицы можно было присоединить к колесу и изменить положение грузов любым произвольным образом.

Задача “изобретателей” заключалась в том, чтобы заставить колесо максимально быстро скатиться по рельсам, меняя положение грузов. При этом, все студенты были разбиты на небольшие группы из пяти человек, каждый из которых получал пять попыток на улучшение установки, а потом передавал ее “следующему поколению”.

После этого ученые проводили небольшой опрос среди них, интересуясь тем, чем они руководствовались во время экспериментов с колесом и просили оценить, смотря на разные фотографии установки, как быстро они будут работать. В некоторых случаях они позволяли студентам рассказать о своих “теориях” следующему “изобретателю”.

Идея антропологов была проста – если классическая гипотеза верна, то скорость технологической эволюции будет зависеть от того, насколько хорошо добровольцы в каждой такой цепочке понимают принципы работы колеса и как эффективно они могут передать эти знания остальным.

Несмотря на то, что задача была относительно простой – нужно было понимать то, как работает сила инерции и где находится центр массы колеса – почти все участники опытов не смогли полностью правильно решить ее. Это, однако, никак не мешало улучшению “архитектуры” колеса – скорость его движения медленно, но постоянно росла даже в тех случаях, когда добровольцы распространяли неправильные или неполные теории о его работе.

Темпы инноваций, как показали наблюдения Дерекса и его команды, фактически не зависели от того, насколько теоретически подкованными были участники в каждой из цепочек студентов, работавших над улучшением установки. Справедливым было и обратное утверждение – степень “продвинутости” колеса никак не влияла на качество представлений добровольцев о его работе.

Все это, как считает Дерекс, доказывает, что появление сложных орудий труда и эволюции не обязательно указывает на наличие “продвинутых” умственных способностей и абстрактного мышления.

Вдобавок, это своеобразное доказательство “теоремы о бесконечных обезьянах” говорит в пользу того, что культурные традиции, умение передавать знания из поколения в поколение, сыграли более важную роль в технологическом развитии человечества, чем умение абстрактно мыслить, заключают авторы статьи.

Источник: ria.ru

Об авторе

„Если что-то выглядит именно так, как и должно выглядеть по нашему представлению, то за этим, скорее всего, кроется обман; там же, где обман кажется совершенно явным, скорее всего, никакого обмана нет.“ — Эрвин Гоффман.

Похожие статьи