Ученые раскрыли генетическую связь между Россией и Испанией

© Фото : Алексей НечавалодаРеконструкция облика члена “ямной культуры” ПрикаспияУченые раскрыли генетическую связь между Россией и Испанией

Палеогенетики восстановили ДНК древнейших жителей Испании и выяснили, что примерно пять тысяч лет назад на ее территорию проникли выходцы из Прикаспия и полностью заместили местных мужчин, говорится в журнале Science.

Сегодня существует две наиболее общепринятые гипотезы о происхождении индоевропейской языковой семьи: “анатолийская” и “каспийская”.

Согласно первой из них, общий предок индоевропейских языков возник на территории современной Турции, а согласно второй — в прикаспийских степях, где жили племена кочевников-скотоводов.

Карлос Лалуэза-Фокс из Института эволюционной биологии в Барселоне и его коллеги, работающие под руководством палеогенетика Дэвида Рейча из Гарвардского университета, изучили, как выходцы из Прикаспия повлияли на историю Иберийского полуострова.

Многие антропологи и палеонтологи считают, что в прошлом территория современной Испании была отрезана от остальных регионов Европы горными массивами и ледникам. Это сделало Иберию прибежищем для многих групп древних людей. К примеру, неандертальцы просуществовали там на несколько десятков тысяч лет дольше, чем в остальных частях Евразии.

Ряд исследователей считают, что потомки первых охотников-собирателей, проникших на субконтинент 40 тысяч лет назад, могли пережить “нашествие” степных народов в Испании и оставить свои следы в ДНК современных жителей полуострова. В пользу этого говорит и существование басков, говорящих не на индоевропейском языке.

Рейч и его коллеги сравнили генетический материал четырех сотен древних обитателей Иберии, живших на полуострове в последние 13 тысяч лет.

Оказалось, что сторонники изоляционной теории частично ошибались – обитатели Испании пережили два генетических “вторжения”: первое произошло 13 тысяч лет назад, а второе было связано с миграциями первых племен индоевропейцев.

Однако это событие затронуло мужчин и женщин по-разному: генетические следы древних иберийцев полностью исчезли примерно пять тысяч лет назад, тогда как остальные части генома, в том числе женская часть ДНК, были примерно поровну поделены между “аборигенами” и “мигрантами”.

"Это открытие потрясает воображение. Оно говорит о резких генетических переменах, следы которых очень сложно заметить, если они существуют, в археологических данных", — заявил Лалуэза-Фокс.

Ученые пока не знают, с чем связаны эти половые различия. Они утверждают, что это не обязательно произошло из-за военного конфликта, массового уничтожения местных мужчин. Возможно, женщины сами предпочитали вступать в отношения с мигрантами.

Отмечается, что изменения затронули не только предков современных испанцев и португальцев, но и басков.

Исследователи надеются, что эти данные помогут по-новому взглянуть на летописи, артефакты и прочие следы существования народов Иберии.